11 ноября в Демонстрационном зале ГУМа состоялось торжественное открытие уникальной выставки костюмов, созданных главным модельером дома Nina Ricci Жераром Пипаром для знаменитой постановки.
Премьера спектакля «Золушка» в постановке Владимира Васильева состоялась 15 июля 1991 года. Главную партию танцевала легендарная балерина, партнерша и супруга постановщика Екатерина Максимова, в роли Мачехи выступал сам Владимир Васильев. Партию Принца исполнил знаменитый танцовщик, звезда мировой балетной сцены Андрис Лиепа, который с мая 2014 года является художественным руководителем, главным балетмейстером театра «Кремлевский балет».
Спектакль «Золушка» неоднократно радовал зрителей во время гастролей театра «Кремлевский балет» за рубежом. В 1992 году парижская «Le Figaro» восторженно писала, что «московская постановка опирается на хрупкие и очаровательные плечи Екатерины Максимовой. Годам вопреки ее силуэт остается на удивление тонким и восхитительным…». Писали и про костюмы, придуманные Жераром Пипаром, который возглавлял в то время Дом моды Nina Ricci. Уникальная коллекция придавала балету «особый лоск, утонченную выразительность и шарм «haute couture parisienne».
Гостям выставки представился уникальный шанс увидеть самые яркие костюмы модельера из сказочного спектакля, где, по словам самого кутюрье, «слились воедино французский дух и русский талант».
Открывая выставку, Владимир Васильев вспоминал свою встречу с модным домом Nina Ricci, который не только с радостью откликнулся на предложение хореографа, но и предложил хореографу сшить все костюмы для постановки:
— Замышляя «Золушку», нам хотелось создать особенную постановку со своими неповторимыми костюмами, но перед нами стоял насущный вопрос: «Где взять денег?» Помог счастливый случай. Мы решили попробовать связаться с представителями модного дома Nina Ricci и попросить их создать для балета единственный костюм Золушки. Мне виделось, что она должна появляться на балу, как необыкновенное существо. Все взоры должны быть обращены к ней. Когда у меня неожиданно случилась оказия в Париж, я встретился с господином Пипаром — очаровательным улыбчивым человеком, которому обо мне наговорили много замечательных слов. Увлеченный своим балетом, я не только рассказал, но и показал ему всех персонажей будущей постановки. Через неделю я вернулся в Париж, и в модном доме Nina Ricci мне объявили о своем решении — сшить все костюмы для балета. В такое сложное время нам вдруг достался такой царский подарок! Тогда я впервые понял, что в искусстве еще остались люди, для которых деньги не являются главной ценностью. Это был бесценный подарок!
Исполнитель роли Принца Андрис Лиепа, вспоминая о постановке, назвал приглашение Васильева самым главным событием в своей балетной карьере:
— Ради этой роли я отказался от участия в гастролях Мариинского театра в Японию, хотя должен был их открывать. Это первая постановка в моей жизни, в которой главная партия придумывалась специально для меня. И этот потрясающий костюм был сшит для меня. С ним, кстати, была связана любопытная история. Поскольку плащ Принца изнутри отделан настоящим лебяжьим пухом, я был страшно раздосадован, что зрители не видят эту красоту. Тогда я попросил руководителя труппы, чтобы в первой сцене Принц появился в вывернутом наизнанку плаще. Сегодня мне хотелось бы поаплодировать не только участникам и создателям этого спектакля, но и ГУМу, в стенах которого открылась эта выставка.
Специальный гость вечера историк моды Александр Васильев нашел исторический ракурс для воспоминаний о творческом тандеме модного дома Nina Ricci и великих русских танцовщиков:
— Дом Нины Риччи — один из самых влиятельных домов моды во Франции в ХХ столетии. На протяжении 10-летий существования Дома директорами моды, директорами по продажам и связям с общественностью были всегда русские эмигранты. Тот факт, что Кремлевский балет нашел выход к Nina Ricci, не случаен, поскольку великая княгиня Мария Магалова, возглавлявшая международный департамент дома моды Nina Ricci, была влюблена в творчество Владимира Васильева и Екатерины Максимовой. Кроме того, в 1990 году Высокая мода вышла из моды во всем мире, и все роскошные ткани, которые вы видите здесь, так популярные в 1980-е, в 1990-е заменили протертые джинсы. Россия была всегда вожделенным раем для продаж, модный мир рвался к русским клиентам. Разумеется, модный дом Nina Ricci вложил огромные силы в создание этих костюмов. Обратите внимание, что в основном, здесь использованы натуральные шелка. Уверен, что во многом постановке «Золушки» Кремлевским балетом модный дом Nina Ricci обязан своей популярностью в России.
Спектакль «Золушка» в Государственном Кремлевском дворце выдержал почти 200 представлений. Коллекция костюмов, которой может позавидовать любой театр мира, была подарена театру домом моды Nina Ricci. Воспользоваться уникальной возможностью познакомиться с легендарной коллекцией в Демонстрационном зале ГУМа можно до 15 ноября.