«Мать учит ребенка языку, хотя подчас и сама не замечает этого»
С.Н.Цейтлин
На что следует обратить внимание родителям и как сделать процесс развития речи более подконтрольным и системным рассказывает детский логопед, логопед-консультант компании детских развивающих товаров Give Creative Елена Митрофанова.
Во-первых, давайте вспомним, что для ребенка до 6-7 лет игра является ведущим видом деятельности, а значит всю новую информацию (моторную, сенсорную, познавательную) ребенок усваивает, когда играет, когда эмоционально включается. Разумеется, для каждого возраста имеет значение, во что играть. До трех лет – это преимущественно манипулятивная и процессуальная игра (собрать и разобрать пирамидку, сортеры, пересыпать крупу, переливать воду или готовые песочницы Give Creative). Для детей 3-5 лет игра уже приобретает сюжетную линию, ребенок не просто стремится воспроизвести знакомые ситуации, а проигрывает модель поведения в магазине, поликлинике, дома: причесывает куклу и отправляется с ней гулять, кормит и укладывает спать. После пятилетнего возраста у ребенка сильно возрастает познавательная и соревновательная активность, и здесь появляются игры с правилами, такие как игра Лайки от Give Creative, совместные игры со сверстниками, где необходим навык как сотрудничества, так и соперничества.
Во-вторых, огромное значение при формировании в том числе и интереса к игровой деятельности имеют вопросительные реплики мамы, которые активизируют малыша, заставляют его так или иначе отреагировать. Важно, чем младше ребенок, тем вероятнее, что вопрос не задается с целью получения информации от ребенка, а служит лишь способом побудить малыша к определенным действиям.

Итак, давайте разберем 5 вариантов речевых игр на примере одной и той же игрушки.
- Ребенку скоро исполняется три года, родители уже собрали достаточную коллекцию пирамидок: круглых и квадратных, одноцветных и разноцветных, маленьких и больших. Самое время их использовать, для знакомства с геометрическими фигурами, сравнения размеров: «Это большой круг или маленький?», «Где круг поменьше?», «Где круг побольше». Для определения пространственного положения предметов и закрепления использования предлогов «В», «На», «Под», «За», «Перед», «Между». А также их количества (один, по одному, ни одного, больше, меньше, поровну, первый, последний) и счет.
- Ближе к 4м годам пирамидка утрачивает свое прямое назначение, и на первую линию выходят игры на речевое внимание, активизацию лексического словаря. Например: «Я назову овощ, а ты подними такую геометрическую фигуру, на которую он похож. Помидор. Правильно, он круглый. Какого цвета помидор? Покажи с помощью фигуры. А какого он размера? Теперь расскажи про помидор (помидор круглый, красный, большой)».
- Возраст пяти лет, как я его называю, когда детки из малышей превращаются уже в дошкольников. Для успешного формирования произношения звуков позднего онтогенеза, необходимо хорошо развитое фонематическое восприятие. Пирамидка по прежнему нам помогает: «Перед тобой красный большой и красный маленький круги. Если ты слышишь звук «А», подними большой, если «У», то маленький». Начинать лучше с отдельных звуков, потом переходить на слоги (АТ, УМ, БУ, ВА), слова со звуком в начале слова (удочка, аист, утро, азбука), в конце слова (кенгуру, эму, лиса, конура) и в середине слова (мак, дуб, лак, зуб).
- Шесть лет – это оптимальный возраст для обучения ребенка грамоте, чтению и письму. Развитие слухового внимания и слухо-речевой памяти на более ранних этапах позволяет сделать этот процесс более быстрым и легким. Основа всего здесь – формирование навыка звукового анализа и синтеза. В руках все та же пирамидка: «Я называю слово, если ты слышишь твердый звук «Д», то клади синюю фигуру, если мягкий звук «Дь», то зеленую. Дерево, дыня, медаль, помада. Какое слово лишнее? (дерево, потому что в нем слышится мягкий звук, а во всех остальных твердый»). Теперь, когда ребенок знаком со всеми обозначениями, можно выкладывать целые схемы слов!
- Возраст, когда дошкольник становится подготовишкой (если посещает группу детского сада), то есть уже готовится в сентябре пойти в первый класс. На полке по-прежнему стоят пирамидки, и вроде уже несолидно в них играть, но ведь они такие любимые с детства. А что если с помощью них сыграть в викторину для первоклассника?! Кто быстрее дает ответ на вопрос, тот забирает себе нужную фигуру. Кто первый собрал все, тот и выиграл!
Дорогие родители, не торопитесь избавляться от «малышковых» игрушек, с ними можно придумать очень много игр.