Инфраструктура жилых комплексов как продукт — это стратегическая задача, она не дает мгновенных результатов, но помогает растить лояльного покупателя и увеличивать темпы продаж квартир. Об этом рассказал Юрий Тараненко, директор по коммерческой недвижимости ГК «КОРТРОС», в рамках Всероссийского жилищного конгресса 2025.
«Инфраструктура стала неотъемлемой частью жилых комплексом вне зависимости от класса. Девелоперы внедряют коммерческую функцию в проекты с двумя целями. Первая — создание дополнительной ценности для покупателей, что помогает ускорить темпы продаж жилых площадей и усиливает его конкурентоспособность, особенно на стагнирующем рынке. Вторая цель, стратегическая, — воспитание лояльной целевой аудитории. Речь идет не только о тех, кто уже приобрел квартиры, но и о тех, кто в будущем либо совершит повторную покупку, либо порекомендует девелопера друзьям», — отметил Юрий Тараненко в ходе своего мастер-класса «Подходы к выбору стратегии формирования коммерческой инфраструктуры в жилых проектах: от концепции до реализации».
Спикер подчеркнул, что инфраструктура, необходимая для жителей, складывается в жилых кварталах в течение нескольких лет с момента ввода, так как жители голосуют за нужные им объекты «рублем».
Директор по коммерческой недвижимости ГК «КОРТРОС» также выделил особенности инфраструктуры, которые девелоперам стоит учитывать при работе с разными сегментами рынка.
Так, в кварталах комфорт-класса обязательно нужно создавать инфраструктуру, когда проект расположен «в поле», вдали от сложившейся застройки, а также в проектах комплексного освоения территории. Акценты следует делать на социальные объекты: школы, детские сады, ФОК и развивающие центры, а также на товары и услуги первой необходимости — аптеки, пекарни и продуктовые магазины, салоны красоты и барбершопы. Согласно мнению спикера, при принятии решения о покупке квартиры комфорт-класса для клиента наиболее важно наличие в проекте школы и детского сада. Особенно ценны муниципальные образовательные учреждения. На втором месте по приоритетности — медицинские центры, супермаркеты и общепит, которые часто заменяют коворкинги.
По словам Юрия Тараненко, самостоятельное наполнение инфраструктуры в жилых комплексах бизнес-класса будет являться важным продуктовым преимуществом для девелопера, учитывая максимальную конкуренцию в данном сегменте. В качестве подходящих арендаторов спикер выделил фитнес-центры с бассейном от узнаваемого оператора, услуги категории «красота и здоровье», рестораны, частные образовательные учреждения, а также супермаркеты. В последнем случае нужно обратить внимание на бренд — он должен соответствовать классу проекта. Магазин эконом-сегмента может негативно сказаться на статусе всего комплекса в целом.
Директор по коммерческой недвижимости ГК «КОРТРОС» также отметил, что в премиальных проектах преимущество отдается объектам с целевым визитом: салонам красоты, SPA- и медицинским центрам, связанным со сферой красоты. Размещение ресторана или кафе уместно в том случае, если есть «витрина с отдельным входом». Спортивную функцию стоит организовать в формате «только для жителей», соответственно, она должна оставаться в управлении УК.
В завершение выступления спикер отметил, что создание коммерческой инфраструктуры в жилом комплексе — это всегда путь компромисса между различными ограничениями. Девелоперу нужно уложиться в финансовую модель, совпасть с желаниями будущих жителей, а также соблюсти требования городских властей. Только найдя золотую середину, застройщик создаст дополнительную ценность для проекта. При этом Юрий Тараненко напомнил, что инфраструктура не спасет проект, если в остальных аспектах он не соответствует требованиям покупателей и тому ценовому сегменту, в котором его позиционируют в продвижении.