Конференция «Аутизм. Вызовы и решения» – главное ежегодное научно-просветительское событие в области изучения аутизма в России. По последним данным, один ребенок из 54 детей имеет РАС. Согласно данным Минздрава РФ, в России выявляемость аутизма выросла за 5 лет в 2,5 раза выросла. РАС встречается чаще, чем синдром Дауна, детские онкологические заболевания и ДЦП.
Мы снова собрали ученых, врачей, педагогов, психологов, организаторов здравоохранения и образования со всего мира, чтобы еще больше приблизиться к пониманию аутизма. Самым важным для нас по-прежнему остается реальное изменение подходов к терапии и коррекции РАС в нашей стране, основанное на прогрессивных научно-обоснованных методах.
За последние 10 лет в науке произошла реконцептуализация аутизма. Мы прослушали доклады авторов исследований, занимающихся поиском биологических причин аутизма и его взаимосвязей с коморбидными заболеваниями1, поиском биомаркеров для более ранней диагностики аутизма. Также познакомились с опытом по применению существующих препаратов от других заболеваний, которые при этом могут улучшить некоторые состояния при РАС.
Благодаря исследователям и опытным ABA-терапевтам2 мы пересмотрели возможности коммуникации невербальных и маловербальных людей с РАС, которых насчитывается около 30% спектра.
Около 20 лет Йорам занимается сложнейшей малоизученной проблемой, исследованием невербальных глубоко аутичных людей. На конкретных кейсах из практики и данных своего последнего исследования он рассказал, что стандартные тесты на когнитивные способности не подходят для детей с РАС и не раскрывают их реальные возможности.
Элизабет Восселлер, директор Центра терапии для детей и подростков (Growing Kids Therapy Center, Херндон, США), работающего с невербальными и минимально вербальными детьми, логопед и практикующий специалист по S2C, провела свою лекцию совместно с невербальным юношей с аутизмом Йеном. Он поделился своим восприятием окружающей среды, она рассказала, как обучаемость связана с моторными навыками и почему методика S2C (сочетание моторных и когнитивных методик) стала переломной в обучении неговорящих людей с особенностями развития.
Мы узнали о том, как работает модель сверстникового тьюторства, как должно выглядеть современное обучение в инклюзивной школе, как специалисты работают с нежелательным поведением ребенка, а также получили много других сведений, полезных как для специалистов, так и для родителей детей с аутизмом.
Конференция «Аутизм. Вызовы и решения» – это мини-университет с широким подходом. Мы выстраиваем баланс тем между наукой об аутизме и практической медициной и образованием.