В Измайлове, на территории музея-заповедник
Русское искусство XVII века – одно из самых ярких воплощений образа райского сада. Одним из образов рая-сада стала резиденция царя Алексея Михайловича в Измайлове. На рукотворном острове и вокруг него были устроены сады, аптекарские огороды, птичник, зверинец и т.д. Сюда были переселены крестьяне и ремесленники из разных мест России и из-за границы.
Измайловский рай царя Алексея Михайловича по большой части не сохранился. Однако оставшиеся на острове архитектурные сооружения в сочетании с памятниками иконописи и декоративно-прик
При создании экспозиции использованы фрагменты белокаменного и изразцового убранства московских построек XVII века, детали резных иконостасов этого времени. Изобилие плодов, пышные ветви и цветы, многообразие ярких эмалей и позолоты создают образ небесного сада-рая и одновременно указывают и на земное плодородие, изобилие и благополучие. Знаком этого благополучия в Российском царстве, живущем под управлением благочестивого царя Алексея, был используемый в царском титуле XVII века эпитет «Тишайший», т.е. «Молитвенный», молящийся о тишине и мире в своей державе.
Образ рая-сада, наиболее ярко проявившийся в «царственном» искусстве XVII века, продолжает существовать и в произведениях XVIII – начала XX веков, создававшихся в церковной и народной среде. Народное искусство в XVIII–XIX веках во многом ориентируется на царственные традиции и формы XVII века. Именно поэтому в экспозиции представлены фрагменты крестьянской домовой резьбы, изразцы, предметы домашнего обихода XVIII – начала XX в.
Экспозиция раскрывает значение Измайлова в культурной истории XVII века и знакомит посетителей с одним из главных идейных и художественных образов русского искусства XVII – начала XX веков. Памятники архитектуры XVII века (Покровский собор, Мостовая башня) и сам остров являются составными частями экспозиции.