Культовый российский фотограф Игорь Верещагин за годы деятельности успел снять самых значимых
героев нашего времени: The Rolling Stones, Jethro Tull, Элиса Купера, Пола Маккартни, Роберта Планта, Чака Берри, Игги Попа, Бориса Гребенщикова, Земфиру, Илью Лагутенко и многих других. 7 июня в кинотеатре «Пионер» маэстро презентует книгу Given & Stolen, куда будут включены все самые главные снимки фотографа. К слову, одна из фотографий Верещагина — Игги Поп во время концерта в Москве — до сих пор висит в резиденции рок-легенды в Майами.
О деле жизни, «роллингах» и предстоящей презентации Игорь Верещагин рассказал в интервью порталу Style-in-city.ru.
Во времена, когда я был школьником, очень увлекался музыкой. Источников было не так много — радио, появившиеся в то время магнитофоны. The Beatles, The Animals, The Rolling Stones, The Beach Boys и The Monkees – все это мы слушали, но видеть их не могли, пластинки были страшным раритетом. Тогда и появилась мечта фотографировать музыку, ну и людей, конечно.
- Кому вы показывали свои первые фотографии и что на них было чаще всего запечатлено?
Снимал друзей, одноклассников и родных. Они и были первыми, кто видел фотографии — как у всех… Недавно рылся в отцовских негативах – он имел привычку резать пленку, складывать негативы в конверт и подписывать. И обнаружил конверт с надписью «Я и Маша. Снимал Игорь. 12 июня 1957 года». Так что, в этом году я 60 лет в фотографии!
- Как развивалась ваша карьера фотографа?
Я не могу говорить про карьеру фотографа — это просто мой образ жизни. Ведь я не был штатным фотографом в редакциях, но снимать не переставал никогда. После окончания Томского радиотехнического института я несколько лет проработал в вычислительном центре алюминиевого завода, а затем возглавил его фотослужбу. Тогда же начал снимать для газет и журналов, но мечта фотографировать музыкантов осуществилась только после переезда в Москву. Первыми, кого я начал снимать, стали музыканты группы «Квартал», и случилось это гораздо позже. Мне было 42 года, я приехал в Москву и встретил своего земляка Арика (Артура Пилявина – лидера группы «Квартал»), которого знал с тех времен, когда он только начинал играть на органе. Здесь же у Арика, обладавшего широченными музыкальными знаниями, оказалась масса друзей-музыкантов, и однажды он познакомил меня с Гариком Сукачевым. Я снял его концерт во МХАТе, потом работал фотографом на его фильмах. Ну, а потом стал снимать и западных музыкантов, и все закрутилось.
- Описывая фотографию — The Rolling Stone на аэродроме — вы сказали, что ждали встречи с группой с 64-го года. Расскажите, как взаимодействовали с музыкантами, ведь как раз в тот их приезд в 1998 году вы были официальным фотографом «роллингов» в Москве?
С The Rolling Stones — частично горькая история: пленки, которые я снимал как официальный фотограф, приходилось сразу отдавать их пресс-агенту, их я больше так и не увидел. Но все остальное было замечательным. Они, конечно, великолепны, раскованы, с юмором и без так называемой звездной болезни, хотя добраться до них очень трудно!
- За годы работы вы фотографировали артистов мирового масштаба. Как вам удается располагать к себе людей?
Для того чтобы расположить людей необходимо доверие, быть честным и ненавязчивым, фотографу должен быть интересен объект съемки. Вот и все!
Вы предпочитаете цветную фотографию или черно-белую? В чем, по-вашему, их различия с точки зрения художественного эффекта?
Я снимаю как ч/б, так и цвет. Именно снимаю! Редко перевожу из цвета в ч/б, здесь есть свои тонкости. Но ч/б — более графична, и часто бывает, что отсутствие цвета помогает лучше понять суть. Но есть фотографии, где цвет — главное.
- Кто из тех музыкантов, что вы снимали, впечатлил вас больше всего?
Больше всего меня впечатлили, конечно, кумиры моих школьных лет: «роллинги», Маккартни, Ринго, Jethro Tull.
Наверняка за долгие годы работы во время съемок с вами случались какие-нибудь курьезные ситуации. Поделитесь историей одной из них?
Да, их было много. Помню, когда снимал легендарного джазового гитариста Джима Холла в клубе Birdland, и с первых минут заметил женщину, которая очень пристально смотрела на меня. Я старался снимать незаметно, отвернувшись от нее, и применял другие способы маскировки: в некоторых клубах не приветствуют съемку. Промучившись весь концерт, все же сделал несколько удачных кадров. Вдруг женщина догоняет меня уже в гардеробе и говорит: очень прошу вас, не могли бы вы послать мне несколько кадров, я — жена Джима…
- Недавно в Москве прошла ваша персональная выставка Given & Stolen, а совсем скоро выйдет одноименная книга фотографий. Что это будет за издание, какие снимки в него включены?
Выставка, как и книга, состоит из трех частей: снимки, сделанные в период СССР, стрит-фото и музыка. В книге будет больше фотографий, чем на выставке, но в большей части они пересекаются.
Во время презентации книги также состоится российская премьера культовой киноленты 1969 года «More» Барбе Шрёдера. Именно к этому фильму, запрещенному к показу в СССР, легендарные Pink Floyd написали свой первый саундтрек, вышедший впоследствии на EMI отдельным альбомом. Игорь, а фотографировали ли вы кого-нибудь из Pink Floyd?
Да, я снимал несколько раз Роджера Уотерса. Более того, я всем говорю, что он приезжал на мой пятидесятилетний юбилей, что является чистой правдой! Концерт был именно 29 мая 2002 года. Хотя он, конечно, не догадывался, что сделал мне такой подарок!