С 11 по 16 апреля 2017 года в Москве пройдет Первая Московская Биеннале дизайна — новый масштабный проект Центрального Дома художника, Школы дизайна НИУ ВШЭ, Московского музея дизайна и Фонда поддержки и развития графического дизайна «Золотая пчела». Биеннале проходит при поддержке правительства Москвы и Главного управления по информационной политике Московской области.
Первая Московская биеннале дизайна – открытый формат исследования, презентации, диалога и взаимодействия всех участников дизайн процесса. Это попытка осмыслить, что происходит сейчас и возможность заглянуть в будущее, показать все области бытования дизайна, представить дизайн как объединяющую дисциплину, пронизывающую производственные, коммуникационные и бизнес-процессы. Биеннале дизайна призвана показать тотальность влияния дизайна на качество жизни человека и его всевозрастающее значение не только для всего вещественного мира, но и для мира идей и стремлений.
Биеннале представит последние достижения в дизайне по широкому спектру областей его бытования. Промышленный дизайн, графический дизайн, информационный дизайн, средовой дизайн, fashion-дизайн, дизайн торговых пространств, дизайн элементов продвижения, событийный дизайн. Дизайн как искусство, дизайн как мышление, дизайн как коммуникация, дизайн как средство продвижения товаров и услуг, технологий и бизнеса.
Первая Московская биеннале дизайна станет не только местом встречи российских и зарубежных дизайнеров, но и средством коммуникации, платформой, на которой дизайнеры смогут встретиться с потенциальными заказчиками.
Директор Центрального Дома художника Василий Бычков: «Проект получился большой. Совместно с параллельной выставкой «Дизайн и Реклама» — 9000 квадратных метров. На Биеннале приглашены 200 участников, выставлены более 600 экспонатов. Экспозиция биеннале масштабна: мы постарались охватить все возможные области дизайна. Наша особая гордость — это промышленный дизайн, куда вошло 70 проектов, информационный дизайн сформировался из 50 проектов, графический дизайн включил 82 произведения, а раздел Fashion-дизайна получился небольшой — всего 6 проектов, — но очень запоминающийся. Интересная композиция образовалась из студенческих проектов, в которые вошли работы студентов «Школы дизайна» НИУ ВШЭ. В нашем проекте мы специально не касались интерьерного дизайна. На Биеннале Дизайна будет представлен как российский, так и зарубежный дизайн. Мы не только покажем дизайн, объекты дизайна и самих дизайнеров, но планируем привлечь российский бизнес. Специальными экспозициями стали зарубежные проекты венгерских, чешских, швейцарских и южнокорейских дизайнеров».
Василий Бычков также отметил, что на протяжении всех 6 дней работы Биеннале, в режиме нон-стоп будут проходить интересные лекции от мэтров дизайна, молодых специалистов, а также мастер-классы, круглые столы и многое другое.
Руководитель школы дизайна НИУ ВШЭ Арсений Мещеряков затронул вопрос образования: «Мне кажется, что проект Биеннале сейчас крайне актуален. Хорошее образование — это опережающий индикатор. В последнее время возрос интерес к профессии дизайнера: поток курса увеличился в 20 раз».
Директор Московского музея дизайна Алесандра Санькова рассказала о том, что специально для Биеннале Московский музей дизайна снял документальный фильм, в который вошли интервью с российскими дизайнерами, конструкторами ведущих советских производств, историками дизайна. Участники фильма говорят о создании в СССР государственной системы дизайна, ВНИИТЭ, своих проектах. Для организаторов выставки важно рассказать не только о советском дизайне, но и о людях, которые его создавали, добавить в проект элемент «личного присутствия», создать атмосферу советского проектно-конструкторского бюро.
Особую роль на Биеннале организаторы отвели промышленному дизайну. Центр прототипирования высокой сложности Кинетика на базе НИТУ при «МИСиС» представит на Биеннале дизайна проекты аэромобиля с вертикальным взлетом и посадкой, пилотируемый транспортный корабль нового поколения, а также скафандр и кресла космонавтов.
Информация – важнейшая составляющая нашей жизни, а дизайн – один из самых влиятельных видов художественного творчества. Про экспозицию рассказал Антон Степанов, руководитель дизайн-центра МИА «Россия сегодня»: «В наше время средства донесения информации изменились и визуальная журналистика стала доминировать. Сейчас пользуется популярностью контент, который вызывает эмоции и рассказывает историю. Это может быть видео, фото, интерактивная графика. Яркий тому пример — наш лонгрид про космодром «Восточный». Мы решили рассказать историю, показав путешествие ракеты от завода до космодрома с помощью интерактивной графики и фото. Такие материалы сейчас пользуются спросом».
Александр Шумский, исполнительный президент Национальной палаты моды: «Биеннале проходит раз в два года, и нужно показать что-то качественное и интересное. Мы представим Мультимедийную экспозицию с виртуальной реальностью, где каждый желающий сможет почувствовать себя модным критиком».
Интересный вопрос для экспертной команды задал главный редактор журнала «Механизация строительства», профессор РАНХиГС Леонид Примак: «Можно ли привести примеры индустриальных партнеров, которые могли бы выступить в роли заказчиков?». На вопрос ответил Владимир Пирожков: «Военно-промышленный комплекс наиболее конкурентоспособный. У производителей в этих отраслях есть запрос на новый продукт».
Запоминающимся сюрпризом для посетителей Биеннале станет исторический мэппинг на фасаде ЦДХ от генерального партнера Биеннале коммуникационной группы LBL. Вячеслав Гаврилов, креативный директор LBL поделился своими ожиданиями: «Мы делаем мэппинг на фасаде ЦДХ впервые, и он будет рассказывать о тайных страницах его истории».
Первая Московская Биеннале дизайна – открытый формат исследования, презентации и диалога участников дизайн процесса. Биеннале призвана показать тотальность влияния дизайна на качество жизни человека и его возрастающее значение как на вещественный мир, так и на мир идей и стремлений.
Директор ЦДХ Василий Бычков благодарит официальных партнеров Московской Биеннале дизайна: Официального технического партнера — компанию Epson, Официального стратегического партнера — креативную и продакшн-студию SHANDESIGN, Официальную радиостанцию — Эхо Москвы, Официального информационного партнера — МИА «Россия сегодня» и пригласил всех присутствующих посетить Первую Московскую биеннале дизайна.