Самый знаменитый в мире сыщик давно отошел от дел и проводит старость в тихой деревне, ухаживая за собственной пасекой. Однако ему по-прежнему не дают покоя воспоминания об одной женщине и её тайне, так и оставшейся нераскрытой. Во что бы то ни стало он решает найти разгадку дела, заставившего его уйти в отставку больше 30 лет назад.
Роли в фильме Билла Кондона МИСТЕР ХОЛМС сыграли :
Иэн МакКеллен, Лора Линни, Хироюки Санада, Хэтти Морахэн, Патрик Кеннеди, Роджер Аллам и новичок Майло Паркер. На съемочной площадке МакКеллени Кондон встретились уже во второй раз –ранее они работали над получившим премию «Оскар»® фильмом БОГИ И МОНСТРЫ.
В основу сценария фильма МИСТЕР ХОЛМС был положен роман «Пчелы мистера Холмса» Митча Каллина. Картина предлагает зрителям иной взгляд на фигуру легендарного сыщика. Писатель изобразил мистера Холмса обычным человеком, приключения которого были изрядно приукрашены благодаря не в меру буйной фантазии его друга и коллеги доктора Джона Ватсона. Знаменитый поборник дедуктивного метода стар и болен. Он, пожалуй, впервые в жизни вынужден задействовать свои эмоции в отчаянной попытке сохранить самое ценное, что у негоесть –рассудок.
Режиссера Билла Кондона в сценарии привлекла именно тема старения главного героя, и он предложил материал продюсеру Энн Кэри. Режиссер говорит: «Сценарий Джеффри Хэтчера мне показался невероятно захватывающим, красочным и даже в чем-то поэтическим.
Фильм построен, как одна из классических историй Конан Дойла, в которых Шерлок Холмс распутывал клубок преступлений и тайн, только на этот раз речь идет о загадке самого мистера Холмса. Впрочем, могучий ум справился и с этой задачкой.Но завязка фильма будоражит воображение. Кто такой мистер Холмс? Что он собой представляет, если больше не использует чудеса дедуктивного метода? Кем каждый из нас станет, когда мы начнем терять ценные человеческие качества, приближаясь к финальной черте жизненного пути?»Хэтчер соглашается с режиссером в том, что история Митча Каллина описывает воображаемое будущее Шерлока Холмса, когда Конан Дойл отпустил известного сыщика в графство Суссекс к его пчелам. Там мистер Холмс должен был начать новую жизнь, завязать новые знакомства, смиряясь с постепенным угасанием рассудка.
«Холмса всегда окружало множество второстепенных персонажей –миссис Хадсон, доктор Ватсон, Майкрофт, инспектор Лестрейд, –говорит сценарист. –По сюжету нашего фильма они все умерли, оставив Холмса в одиночестве. Ему нужны новые друзья и знакомые. Холмс неоднократно убеждался в том, насколько ему повезло встретить таких замечательных людей, как Ватсон, миссис Хадсон и прочие. Теперь же такого ограниченного в эмоциональном плане человека, каким был Холмс, не на шутку пугает перспектива новых знакомств».
«Наш герой не лишен недостатков, –продолжает Хэтчер. –Таким зрители увидели его в таких фильмах 1970-х, как КРИТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ и НАГОТА –ЛУЧШАЯ МАСКИРОВКА [Naked is the Best Disguise]. В них Холмс предстает не таким уж идеальным. Так что идея демонстрации изъянов мистера Холмсе не нова. Но в нашем фильме он испытывает не только недостаток эмоциональности, но начинает постепенно терять свои умственные способности, которые всегда были предметом для гордости. В швейцарский механизм его гениального рассудка попала пыль времени и шестеренки начали поскрипывать. Теперь вся жизнь его посвящена борьбе. Ему непросто заводить новые знакомства, еще труднее –удержать просачивающийся, словно вода сквозь пальцы, талант. Холмсу нужно срочно найти способ вернуть себе силы, в противном случае жизнь для него утратит всякий смысл. Он сам не понимает, почему решил уйти на пенсию, почему променял Лондон на Суссекс. Он на грани отчаяния, терзаем чувством вины, снедаемый одиночеством, и все потому, что 30 лет назад не смог решить очередную головоломку.Он понимает, что потерпел неудачу, но не понимает, почему. И не разобравшись в ситуации, он не может двигаться дальше».
Продюсер Энн Кэри признается, что ей не чужды темы самопознания и переосмысления морали.
«Мне очень понравилось в сценарии то, что главный герой –обычный человек, а не всемирно известная знаменитость, –говорит она. –Имя Шерлока Холмса по сей день для многих окутано тайной. Мы все знаем и любим его, как человека исключительно умного и талантливого, в каждой из историй он представал почитателем науки и логики. Теперь же, как его жизнь близится к логическому финалу, он чувствует, что теряет багаж, которым дорожил долгие годы.Ему не дает покоя история, которую он так и не закончил в свое время. И в этомсмысле наш фильм получился познавательным и даже поучительным».
Хэтчеру очень понравилось то, как автор романа умело жонглировал временными периодами, перекидывая читателей из 1919 года, когда Холмс не смог разобраться в запутанной истории и ушел в отставку, в 1947 год, когда он вернулся из увлекательной поездки по послевоенной Японии, где искал продляющее жизнь дерево. «В книге очень интересно смешивается время действия, –объясняет сценарист. –Основная история развивается в 1947 году. К тому времени Холмс давно стал забытым героем. Вспышки памяти, переносящие нас в 1919-й, демонстрируют классических Холмса и Ватсона.
Баланс двух эпох очень нестабилен и оттого буквально завораживает. Холмс –очень умный человек, привыкший решать поставленные перед ним задачи. Он искренне верит в то, что добро всегда должно и будет побеждать зло.
Для него весьма спорна мотивация ядерной бомбардировки Хиросимы, как «борьба добра со злом». Хотя об этом не упоминается напрямую, посещение Холмсом Хиросимы может быть так или иначе связано с его попытками восстановить пустошь собственного рассудка.
Вернувшись в Англию, герой пытается воссоздать свою жизнь и память буквально по крупицам. С таким же успехом можно пытаться оживить корни, умершие много лет назад, или восстановить навык, которым давно не пользовался. Какова вероятность возродиться из пепла, словно птица Феникс?»
В фильме нашлось место и для легкого юмора, когда сценаристы работали над каноническими образами Шерлока Холмса и доктора Ватсона. «В 1940-е Холмс предстает перед нами полный уверенности в том, что он –фигура известная, –объясняет Хэтчер. –Описанный Конан Дойлом сыщик нередко высмеивал произведения доктора Ватсона об их похождениях, поэтому Билл решил, что и наш Шерлок может пошутить на тему снятых о нем фильмов. В картине есть сцена, в которой Холмс идет в кинотеатр на фильм категории «В», в основу сценария которого была положена история, так и не разгаданная им в свое время. Он видит самого себя на большом экране. Киногерой распутывал клубок событий, о которых наш Холмс помнит с большим трудом».